Московский метрополитен славится не только своей эффективностью, но и великолепным искусством, воплощенным на его станциях. От богатой лепниной до витражей и мозаик, каждая станция - настоящее произведение искусства. Давайте расскажем о 10 самых выдающихся станциях, которые делают метро Москвы уникальным.
Московский метрополитен: Искусство под землей
Поделиться статьей:
Московскому метрополитену не зря дано звание «самого красивого метро мира». Все станции не похожи друг на друга, украшены лепниной, мозаикой, витражами, некоторые являют собой современный стиль хай-тек, другие напоминают убранством царские полати. Среди 230 станций есть 10 самых выдающихся.
1. «Площадь Революции»
Открытие этой станции Арбатско-Покровской линии метро состоялось 13 марта 1938 г. «Площадь Революции» знаменита бронзовыми скульптурами, которых насчитывается 76 штук. Фигуры изображают обычных людей:
· рабочие,
· крестьянки,
· военные,
· моряки,
· пограничник с собакой,
· парашютистка,
· молодой инженер,
· студент,
· другие.
В начале Великой отечественной войны статуи эвакуировали в Среднюю Азию. Во время транспортировки часть скульптур повредили. Благодаря тому, что фигуры существовали в четырех экземплярах, получилось восстановить их.
У некоторых статуй определенные места затерты до блеска. Существует поверье, что они приносят удачу. Так нос собаки, сидящей рядом с пограничником, сверкает при свете люстр. Примета зародилась от студентов института имени Баумана, спешащих на занятия и свято верящих, что потерев собачий нос, удача в учебе будет сопутствовать им непременно. Некоторые трут собаку рукой, некоторые зачеткой. Без сомнений примета работает, данная традиция соблюдается уже много лет.
У скульптуры девушки-студентки до блеска натерта туфелька. Считается, если девушка потрет эту туфельку, то не останется старой девой, отбоя от ухажеров не будет. Такие приметы связаны пожалуй со всеми 76 скульптурами этой станции метрополитена.
2. «Комсомольская»
Открытие состоялось в 1952 г., 13 января, и расположена она на Кольцевой линии подземки. По задумке архитектора станция должна была стать некими приветственными вратами для приезжающих гостей столицы, поскольку она расположена у площади трех вокзалов. «Комсомольская» очень богато украшена позолотой, скульптурами, бронзой. С желтого потолка свисают массивные люстры, колонны и стены облицованы мрамором, пол выложен красным гранитом. Стены украшают восемь огромных мозаик, сюжеты взяты из речи Сталина, произнесенной на параде 1941 г. Позже культ вождя был осужден, тогда три панно заменили. На полотнах мозаики изображены:
· Минин и Пожарский,
· взятие Рейхстага,
· парад Победы 1945 г.,
· Суворов,
· Кутузов,
· Александр Невский,
· Дмитрий Донской.
3. «Новослободская»
Запуск в эксплуатацию состоялся 30 января 1952 г., она находится на Кольцевой ветке Московского метрополитена. Стены украшены 32 витражами, описывающими сцены мирной жизни. Эти панно изготовили рижские мастера, ранее украшавшие католические храмы. На одной стене, в отделке которой использован мрамор, выложено витражное панно, изображающее мать, несущую дитя. Ребенок тянет руки к голубям, которые кружат над ними. Витраж называется «Мир во всем мире». Собственно такие слова выложены на ленте, перевязывающей сноп пшеницы. Считается, что женщина символизирует Родину-мать. Этот витраж был создан под руководством Павла Корина, потомственного иконописца. «Новослободская» выглядит очень яркой и по-настоящему сказочной.
4. « Киевская»
Была открыта в 1954 г., 14 марта, принадлежит Кольцевой линии. Станция создает полное ощущение картинной галереи. В качестве украшений использованы 18 мозаичных панно из смальты и россыпи драгоценных камней. Все мозаики изображают сцены единства России и Украины. Они оформлены золочеными рамками из лепнины. Торец главного зала украшен панно, изображающим Ленина и строки из гимна. «Киевская» выглядит очень богато за счет множества элементов декора: керамики, барельефов, мозаики, лепнины.
5. «Маяковская»
Была открыта 11 сентября 1938 г., она находится на Замоскворецкой ветке подземки, являет собой стиль арт-деко. По замыслу архитектора сводчатые овальные потолки должны были создавать иллюзию большого пространства, чтобы люди не ощущали себя под землей. Потолок разделен на 34 овальные ниши, по кругу располагаются светильники, середину ниши занимают мозаичные панно из смальты. Их можно рассмотреть, если встать прямо под нишами. На картинах изображены сцены о небе:
· прыжки с трамплина,
· полет самолетов,
· птицы, летящие в небе,
· рассвет и закат,
· другие картины этой тематики.
В войну «Маяковская» выполняла роль бомбоубежища, поскольку она самая глубокая станция, касательно расположения под землей. Только у этой станции уцелел первоначальный мраморный пол, на всех остальных его уже заменили на гранитный. А еще у этой станции есть небольшой секрет, если запустить монетку с одной стороны арки, она приземлится точно с другой стороны, описав дугу.
6. «Арбатская»
Эта станция метро Арбатско-Покровской ветки была открыта 5 апреля 1953 г. Изначально «Арбатскую» должен был украшать мозаичный портрет И.В. Сталина в полный рост, выложенный из смальты и драгоценных камней, когда станция открылась после смерти вождя, панно уже было неактуальным. Проходы и своды «Арбатской» богато украшены лепниной, с потолка свисают два ряда люстр. На потолках лепниной выложены рамы, в изначально предполагалось размещать внутри мозаичные панно, но передумали. Это одна из самых длинных станций, длиннее только «Воробьевы горы». Все арки украшены красиво переплетенным жгутом лепнины.
7. «Таганская»
Открывшись 1 января 1950 г., находится на Кольцевой ветке метрополитена. Все украшения «Таганской» посвящены прославлению героев войны. В отделке стен использован мрамор, они украшены панно из майолики: 16 картин в голубых тонах в центральном зале и 9 в белых тонах на боковых стенах платформы. В центральной части панно расположена фигура воина, а ниже слова, прославляющие разные части армии (пехотинцы, моряки, пограничники и тд). С потолка свисают очень красивые люстры, специально придуманные именно для этого интерьера. В центре люстры голубой шар, из которого свисают плафоны, напоминая вазу полную цветов. Эта станция в отличие от всех остальных создает атмосферу камерности. Практически все убранство «Арбатской» дошло до наших дней в первозданном виде, за исключением одного панно, изображавшего И.В. Сталина, окруженного молодежью, которе было демонтировано из-за утраты культа личности.
8. «Новокузнецкая»
Открытие произошло 20 ноября 1943 г., принадлежит Замоскворецкой линии Московского метрополитена. «Новокузнецкая» содержит обилие декора. Свод среднего зала украшен богатой лепниной, архитекторы черпали вдохновение в архитектуре римских гробниц. В зале расположены мраморные скамейки, вывезенные из Храма Христа Спасителя перед разрушением, пол выложен сочетанием мраморных и гранитных плит. Все украшения посвящены победе советского народа над фашистами. На пилонах можно увидеть картуши, прославляющие великих военачальников и города-герои. По центру зала установлен ряд красивых торшеров, подсвечивающих мозаичные панно.
9. «Трубная»
Эта станция молодая, ее открытие состоялось 30 августа 2017 г., расположена она на Люблинско-Дмитровской ветке метро. «Трубная» украшена витражами, изображающими церквей и соборов русских городов, выполненными Зурабом Церителли:
· Ярославль,
· Коломна,
· Москва,
· Псков,
· Переславль-Залесский,
· Палех,
· Боголюбово,
· Владимир,
· Кижи,
· Ростов Великий,
· Нижний Великий,
· Суздаль.
На торцевых стенах расположены стеклянные панно, одно с изображением Красной площади, другое с изображением церквей. Для отделки использован мрамор.
10. «Белорусская»
Введение в эксплуатацию 30 января 1952 г., является остановкой на Кольцевой ветке метро. Станция посвящена Белоруси, название дано в честь Белорусского вокзала, расположенного рядом. «Белорусскую» украшают 12 мраморных картин в технике флорентийской мозаики, отображающих жизнь белорусского народа:
· девочка дарит цветы учительнице,
· девушки вышивают орден трудового Красного знамени;
· белорусский солдат принимает присягу;
· сцены из сельской жизни людей;
· и другие.
Вся отделка теплых тонов, поэтому создается ощущение большого воздушного пространства. Стены украшены мраморными бра со стеклянными вставками.